ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2[1]-2089/2015 от 05.08.2015 Бузулукского районного суда (Оренбургская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

<адрес>** ** ****

Бузулукский районный суд Оренбургской области в составе

председательствующего судьи Жуковой О.С.

при секретаре Якушевой Е.С.,

с участием старшего помощника прокурора Маловой Е.П.,

представителя заявителя ФИО2,

заинтересованного лица ФИО3,

представителя Территориальной избирательной комиссии ФИО6,

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО8 о защите избирательных прав, отмене решения территориальной избирательной комиссии,

УСТАНОВИЛ:

ФИО8 обратился в суд с заявлением об отмене решения избирательной комиссии, указав, что зарегистрирован кандидатом в депутаты Совета депутатов муниципального образования Бузулукский район Оренбургской области четвертого созыва 24.07.2015г. В этот же день принято решение о регистрации в качестве кандидата в депутаты ФИО3 (в порядке самовыдвижения). В подписном листе, представленном ФИО3, имеются грубые нарушения существующего законодательства о выборах. Так, ФИО3 открыл избирательный счет, однако изготовление им подписного листа в нарушение ст.32 п.8 закона Оренбургской области от 05.11.2009г. № 3209/719-IV-ОЗ не оплачено из средств избирательного фонда, что влечет недействительность всех подписей избирателей в подписном листе. Заполнение подписного листа не соответствует закону – в ряде граф даты внесения подписи проставлены не самими избирателями, данные об избирателях внесены двумя различными почерками. Тем самым все подписи в подписном листе, представленном ФИО3, являются недействительными, а потому регистрация кандидата не могла быть осуществлена и является незаконной. Просит решение территориальной избирательной комиссии Бузулукского района о регистрации ФИО3 в качестве кандидата в депутаты Совета депутатов муниципального образования Бузулукский район Оренбургской области четвертого созыва отменить.

В судебное заседание заявитель ФИО8 не явился, извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело без его участия. Суд определил: рассмотреть дело в отсутствие неявившегося лица.

Представитель заявителя ФИО2, действующая на основании доверенности от 29.07.2015г., заявленные требования в судебном заседании поддержала, указав, что довод о непроставлении собственной рукой избирателя отдельных дат в подписном листе ею снимается, поскольку при подаче заявления у нее были не подтвержденные сведения. Полагает, что подпись и дата ФИО3 в подписном листе сильно отличается по почерку от иного текста, что вызывает сомнения в личном заполнении им подписного листа. Но основной довод, по которому все подписи в подписном листе являются недействительными – это изготовление его не за счет средств избирательного фонда. Из документов дела очевидно, что ФИО3 такой счет открыл, но первый финансовый отчет свидетельствует об отсутствии движения средств по нему. Сам он не отрицает, что получил подписной лист в избирательной комиссии, не изготавливал за счет средств фонда, что является нарушением закона. Подача заявления в суд – конституционное право заявителя, поскольку только таким способом он может проверить, соблюдены ли его избирательные права, и находится ли он в равных условиях с остальными кандидатами. Просит заявление удовлетворить.

Заинтересованное лицо ФИО3 в судебном заседании требования не признал и пояснил, что действительно 10.07.2015г. уведомил избирательную комиссию о согласии баллотироваться в депутаты Совета депутатов, в тот же день ему дали разрешение на открытие избирательного счета, и в тот же день такой счет был им открыт. Однако никаких денег на счет не поступало, никакого движения до настоящего времени по нему не производилось. Открыл он его лишь потому, что считал это обязательным по закону. Подписной лист был ему выдан территориальной избирательной комиссией, с указанием именно его заполнить и возвратить. Так он и поступил. Подписной лист заполнен им лично, разница в почерках объясняется тем, что в графах очень мало места, и он старался соблюсти каллиграфию, чтобы вошли все необходимые сведения, а при подписании и проставлении даты это уже не требовалось. Просит в удовлетворении заявления отказать.

Представитель заинтересованного лица Территориальной избирательной комиссии ФИО5, действующая на основании доверенности от 04.08.2015г., в судебном заседании с заявленными требованиями не согласилась, указав, что в полномочия избирательной комиссии, в том числе, входит контроль за соблюдением избирательных прав граждан Российской Федерации, обеспечение на территории муниципального образования реализации мероприятий, связанных с подготовкой и проведением выборов в органы местного самоуправления путем издания необходимой печатной продукции. Основным принципом проведения выборов является равенство прав кандидатов. Поскольку созданный в <адрес> 6-й округ не превышает 5000 избирателей, кандидаты могли не создавать избирательные фонды. Так и произошло. Часть кандидатов открыли специальные счета, часть – нет. В то же время сбор подписей на муниципальных выборах закон связывает не с оплатой подписных листов, а только с моментом уведомления избиркома о самовыдвижении. Поэтому, чтобы уравнять права всех кандидатов, как открывших, так и не открывших избирательные счета, избирательная комиссия в порядке методической помощи утвердила список необходимых к представлению документов, и выдала бланки, не более 1 экземпляра каждому, в том числе подписных листов. Поэтому оплату подписных листов не производил ни один из кандидатов. Считает действия избиркома законными. Эти выводы основаны, в том числе, на инструкции о порядке формирования и расходования денежных средств избирательных фондов. Проверка подписей, собранных и представленных для регистрации ФИО9, комиссией проведена, недостоверные или недействительные подписи не обнаружены. Комиссия зарегистрировала кандидата в полном соответствии с законом. Дополнительный довод – о невозможности со стороны ФИО4 представлять интересы ФИО1 в данном судебном процессе, т.к. она также подала документы на регистрацию в качестве кандидата в депутаты Совета депутатов по другому округу, и по избирательному законодательству не имеет права представлять интересы другого кандидата. Считает поданное заявление злоупотреблением правом и просит в его удовлетворении отказать.

Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего заявленные требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований заявителя по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 6 статьи 76 Федерального закона от ** ** **** N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее по тексту - Федеральный закон), решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.

Пунктом 24 статьи 38 Федерального закона от ** ** **** N 67-ФЗ установлен исчерпывающий перечень оснований отказа в регистрации кандидата, в том числе: д) недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата; ж) несоздание кандидатом избирательного фонда (за исключением случаев, когда в соответствии со статей 58 настоящего Федерального закона создание избирательного фонда необязательно). Отсутствие средств в избирательном фонде не является основанием отказа в регистрации кандидата; з) использование кандидатом при финансировании своей избирательной кампании помимо средств собственного избирательного фонда иных денежных средств, составляющих более 5 процентов от установленного законом предельного размера расходования средств избирательного фонда и др.

В соответствии п. 1 статьи 58 Федерального закона от ** ** **** N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», кандидаты обязаны создавать собственные избирательные фонды для финансирования своей избирательной кампании в период после письменного уведомления соответствующей избирательной комиссии об их выдвижении (самовыдвижении) до представления документов для их регистрации этой избирательной комиссией. При проведении выборов в органы местного самоуправления создание кандидатом избирательного фонда необязательно при условии, что число избирателей в избирательном округе не превышает пять тысяч и финансирование кандидатом своей избирательной кампании не производится. В этом случае кандидат уведомляет соответствующую избирательную комиссию об указанных обстоятельствах. Аналогичная норма содержится в ст. <адрес> N 32091719-IV-ОЗ ** ** **** «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в <адрес>».

В соответствии с пп. "и" п. 6.4 ст. 38 Федерального закона N 67-ФЗ от ** ** **** "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации (далее ФЗ N 67), все подписи избирателей, участников референдума в подписном листе, форма которого не соответствует требованиям приложений к настоящему Федеральному закону, и (или) в который не внесены сведения, предусмотренные пунктами 9 и 10 ст. 37 настоящего Федерального закона, и (или) который изготовлен с несоблюдением требований, предусмотренных п. 5 ст. 37 настоящего Федерального закона, признаются недействительными.

Пунктом 5 статьи 37 приведенного Федерального закона установлено, что подписные листы должны изготавливаться за счет средств соответствующего избирательного фонда. Подписи избирателей на выборах в федеральные органы государственной власти, в органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут собираться со дня оплаты изготовления подписных листов. На выборах в органы местного самоуправления - со дня, следующего за днем уведомления комиссии о выдвижении (само выдвижении) кандидата.

Как установлено в судебном заседании, на воскресенье, ** ** ****г., решением территориальной избирательном комиссии <адрес> назначены выборы депутатов Совета депутатов муниципального образования <адрес> четвертого созыва.

10.07.2015г. ФИО9 уведомил ТИК <адрес> о согласии баллотироваться на должность кандидата в депутаты Совета депутатов МО <адрес> четвертого созыва в порядке самовыдвижения, что подтверждается соответствующим заявлением и справкой о приеме документов, представленных при выдвижении.

Решением ТИК <адрес> от 10.07.2015г. ему разрешено открыть специальный избирательный счет для формирования избирательного фонда. ФИО9 сформировал избирательный фонд, открыл избирательный счет.

Расходование средств избирательного фонда имеет целевое назначение. Как видно из первого финансового отчета ФИО9 по избирательному округу № 6, от 21.07.2015г., в его избирательный фонд поступило 0 руб., израсходовано 0 руб.

21.07.2015г. ФИО9 представил документы, необходимые для его регистрации в качестве кандидата в депутаты Совета депутатов МО <адрес> четвертого созыва, о чем свидетельствует справка-подтверждение. ** ** **** Рабочая группа по проверке подписных листов провела проверку порядка сбора подписей и подписного листа. Рабочей группой нарушений в порядке сбора подписей, а также недостоверных и недействительных подписей не выявлено. Об этом составлен Итоговый протокол от ** ** **** и ведомость проверки подписных листов, имеющиеся в материалах дела.

Нарушений при сборе подписей им не допущено, оснований для отказа в регистрации при рассмотрении представленных документов у комиссии не было. Копия подписного листа подтверждает, что все предусмотренные законом данные в подписном листе внесены, даты и подписи избирателей проставлены ими лично, количества подписей достаточно для регистрации кандидата. Довод представителя заявителя о расхождениях в почерке при заполнении данных об избирателях, о лице, удостоверяющем подписной лист, и при проставлении подписи и даты удостоверяющего не имеет под собой оснований, поскольку доказательств тому не представлено.

** ** **** решением N 104/497-3 ТИК <адрес>ФИО9 зарегистрирован в качестве кандидата в депутаты Совета депутатов МО <адрес> четвертого созыва по избирательному округу N 6.

Довод о недействительности всех подписей, представленных кандидатом, на основании изготовления подписного листа не за счет средств избирательного фонда, судом отклоняется как необоснованный по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 32 Конституции РФ, граждане имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей. Граждане РФ имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.

Согласно ст. 39 Федерального закона и ст. <адрес> N 3209/719-IV-ОЗ от ** ** **** «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в <адрес>», все кандидаты обладают равными правами и несут равные обязанности, за исключением случаев, установленных Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".

Как установлено судом, решением Совета депутатов от 12.05.2015г. N 466 «Об утверждении схемы избирательных округов по выборам депутатов Совета депутатов муниципального образования <адрес>» утверждена схема четырехмандатных избирательных округов, где определен округ N 6 с числом избирателей 4511. Остальные избирательные округа имеют численность избирателей мерее 4500 человек.

Таким образом, кандидаты в депутаты по всем избирательным округам <адрес> в силу ст.58 вышеназванного закона имели право создавать избирательные фонды, открыв специальные избирательные счета, а могли не создавать, уведомив об этом избирательную комиссию.

Участниками процесса не оспаривался тот факт, что не все кандидаты, уведомившие избирательную комиссию о согласии баллотироваться, создали избирательные фонды с целью финансирования своей избирательной кампании.

Согласно протоколу заседания ТИК <адрес>от 30.06.2015г., для соблюдения равных прав кандидатов комиссия утвердила перечень документов, представляемых кандидатами при уведомлении о выдвижении и предоставлении документов на регистрацию в ТИК <адрес>. На заседании комиссии было принято решение каждому кандидату в качестве оказания методической помощи предоставить не более одного экземпляра документов согласно перечню, в том числе подписной лист.

Тем самым всем гражданам, изъявившим желание быть кандидатом в депутаты Совета депутатов МО <адрес> четвертого созыва путем самовыдвижения, ТИК <адрес> выданы подписные листы без исключения, что подтверждается также справкой, представленной в суд, из которой следует, что подписные листы не оплачивались ни одним из кандидатов на должность депутата муниципального района четвертого созыва.

Как предусмотрено п. 6.2. Инструкции о порядке формирования и расходования денежных средств избирательных фондов кандидатов, избирательных объединений при про ведении выборов депутатов представительных органов муниципальных образований в <адрес>, с последними изменениями, утв. Постановлением Избирательной комиссии <адрес> от 03.04.2015г. N2138/l013-5, кандидат вправе использовать денежные средства на оплату организационно-технических мероприятий по сбору подписей избирателей, а п. 7.3. Инструкции допускает бесплатное добровольной личное выполнение работ, оказание услуг кандидату в ходе избирательной кампании без привлечения третьих лиц.

Исходя из анализа всего вышеназванного законодательства в совокупности, необходимости соблюдения равных прав всех кандидатов в депутаты, как создавших, так и не создавших избирательные фонды, с учетом того обстоятельства, что возникновение права на сбор подписей при выборах в муниципальные органы власти возникло у всех кандидатов одновременно – с момента уведомления ТИК о выдвижении, и не связано с оплатой ими подписных листов, суд считает заявленные ФИО1 требования направленными на ограничение избирательных прав кандидата ФИО9, а потому не подлежащими удовлетворению.

Кроме того, безвозмездная методическая помощь избирательной комиссии не свидетельствует об использовании кандидатом при финансировании своей избирательной кампании помимо средств собственного избирательного фонда иных денежных средств, составляющих более 5 процентов от установленного законом предельного размера расходования средств избирательного фонда, а потому также не является основанием для отказа в регистрации ФИО9 в качестве кандидата в депутаты.

Поскольку судом не установлено нарушения процедуры принятия избирательной комиссией решения о регистрации кандидата ФИО9, а также оснований для отказа в его регистрации, и факта нарушения избирательных прав ФИО1, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований заявителя.

Вместе с тем подлежит отклонению довод представителя ТИК о невозможности для ФИО4 представлять интересы ФИО1, поскольку соответствующих ограничений в рамках гражданского процесса не установлено.

Руководствуясь ст. ст. 194-199, 260.1, 261 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявления ФИО1 о защите избирательных прав, отмене решения территориальной избирательной комиссии отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Оренбургский областной суд через Бузулукский районный суд <адрес> в течение пяти дней со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Судья О.С. Жукова

Мотивированное решение составлено 07.08.2015г.

Подлинник решения находится в материалах гражданского дела № 2(1)-2089/15 в производстве Бузулукского районного суда

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от ** ** **** решение Бузулукского районного суда <адрес> от ** ** **** оставить без изменения, а апелляционную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.

Председатель Бузулукского

районного суда ФИО7